Понятие |
Определение |
Вирулентные микроорганизмы |
Микроорганизмы, вызывающие заболевание |
Генерализованная форма инфекции |
Инфекция, распространяющаяся по всему организму, поражая различные ткани и органы |
Госпитальный штамм микроорганизмов |
Микроорганизмы, изменившие свою структуру в ЛПУ и обладающие полирезистентностью |
Дезинфекция |
Процесс,уменьшающий количество патогенных микроорганизмов (кроме бактериальных спор) находящихся на живом организме или коже, количество которых для здоровья неопасно |
Деконтаминация |
Процесс удаления или уничтожения микроорганизмов с целью обезвреживания и защиты — очистка. дезинфекция, стерилизация |
Детергенты |
Моющие средства |
Интактная кожа |
Кожа, не имеющая отклонений в структуре и функции |
Инвазивные процедуры |
Манипуляции, при которых нарушается целостность тканей, сосудов, полости |
Контаминация |
Обсеменение |
Очистка |
Процесс удаления с поверхности объекта инородных тел (органических остатков, микроорганизмов и т. д.) |
Пирогенный |
Повышающий температуру тела |
Постоянные микроорганизмы |
Живущие и размножающиеся в поверхностных и глубоких слоях кожи |
Резистентность |
|
Резидентный штамм микроорганизмов |
Микроорганизмы, присутствующие в норме, обязательные, пристеночные. В обычных условиях заболеваний не вызывают |
Реконтаминация |
Повторное обсеменение |
Стерилизация |
Процесс уничтожения всех микроорганизмов, включая бактериальные споры |
Транзиторные микроорганизмы |
Непостоянные, необязательные, просветные микроорганизмы, появляющиеся вследствие свежего контакта и имеющие ограниченный срок жизни |
Экспозиционная выдержка |
Промежуток времени для наступления дезинфекции (стерилизации) |
Кожа. Структура. Функции кожи человека
Кожа это самый тяжёлый орган человеческого тела, масса её составляет 16% от массы тела. Это самый большой орган, который занимает площадь 1,5-2,0 кв. м.
В тоже время этот орган имеет самую маленькую толщину.
Кожа состоит:
— 50-72% — воды
— 25% — белка
— 3% — неорганических солей и жирных кислот.
Функции кожи:
- Выделение из организма конечных продуктов жизнедеятельности, помогая работе почек.
- Регулирует температуру (летом, зимой)
- Защищает организм от воздействия окружающей среды.
- Поглощает через поры кислород и выделяет углекислый газ, кожа помогает легким в процессе дыхания.
- Через кожу организм впитывает животные и растительные жиры, а так же лечебные вещества. Применяя косметику, мы используем именно эту функцию.
Кожа состоит из трёх основных слоев:
1. Эпидермального слоя, который отвечает за защитные функции.
2. Дермального слоя, отвечающего за упругость и эластичность кожи.
3. Подкожно-жировой клетчатки, выполняющей функцию запаса питательных веществ, предохраняет от механических воздействий и сохраняет кожу лица.
Эпидермис Это самая тонкая часть кожи (не толще 2 мм) он состоит из 5 слоёв, самый верхний из которых образован плоскими клетками. Жизненный цикл такой клетки начинается в самой глубине эпидермиса в базальном слое и заканчивается в наружном роговом слое, проходя шиповатый и зернистые слои, это и есть метаболизм кожи.
Эпидермис толстой кожи состоит из пяти слоев:
- базального;
- шиповатого;
- зернистого;
- блестящего;
- рогового.
В тонкой коже блестящий слой отсутствует.
Эпителиальные клетки эпидермиса (кератиноциты) непрерывно образуются в базальном слое и смещаются в вышележащие слои, подвергаясь дифференцировке и в конечном итоге превращаясь в роговые чешуйки, слущиваются с поверхности кожи.
Базальный слой кожи образован одним рядом базофильных клеток кубической или призматической формы, лежащих на базальной мембране, с хорошо развитыми органеллами, многочисленными кератиновыми филаментами тонофиламентами. Эти клетки играют роль камбиальных элементов эпителия (среди них имеются стволовые клетки и встречаются фигуры митоза) и обеспечивают прочное соединение между эпидермисом и дермой (связаны с соседними клетками десмосомами, а с базальной мембраной — полудесмосомами).
Шиповатый слой кожи состоит из нескольких рядов крупных клеток неправильной формы, связанных друг с другом десмосомами в области многочисленных отростков («шипов»), которые содержат пучки тонофиламентов. Органеллы хорошо развиты. В глубоких отделах встречаются делящиеся клетки.
Зернистый слой тонкий, образован несколькими рядами уплощенных (веретеновидных на разрезе) клеток.
Блестящий слой кожи (имеется только в толстой коже) — светлый, гомогенный, содержит белок элеидин. Состоит из 1-2 рядов уплощенных оксифильных клеток с неопределяемыми границами. Органеллы и ядро исчезают, кератогиалиновые гранулы растворяются, образуя матрикс, в который погружаются тонофиламенты.
Роговой слой образован плоскими роговыми чешуйками, не содержащими ядра и органелл и заполненными тонофиламентами, лежащими в плотном матриксе. Их плазмолемма утолщена вследствие отложения на внутренней поверхности белков (в основном инволюкрина). Чешуйки обладают высокой механической прочностью и устойчивостью к действию химических веществ. В наружных частях слоя десмосомы разрушаются и роговые чешуйки слущиваются с поверхности эпителия.
Регенерация (обновление) эпидермиса обеспечивает его барьерную функцию благодаря постоянной замене и удалению наружных слоев, повреждающихся и содержащих микроорганизмы на своей поверхности. Период обновления равен 20-90 суток (в зависимости от области тела и возраста), он резко сокращается при воздействии на кожу раздражающих факторов и при некоторых заболеваниях (например, псориазе).
По мере того как клетки продвигаются к поверхности кожи, они теряют влагу, заполняются роговым веществом — кератином и становятся плоскими. Когда мы ведём правильный образ жизни и правильно ухаживаем за кожей, то наружный слой кожи должен полностью обновляться менее чем за месяц (28 дней). Кожа при этом имеет гладкую поверхность и здоровый вид. Но существует множество причин затрудняющих этот процесс обновления кожи. Например, отделение роговых чешуек замедляется с возрастом (на один день, за каждый прожитый год). В 18 лет этот процесс происходит за 28 дней, а каждый прожитый год, добавляет один день.
Дермальный слой кожи – упругость кожи
Дермальный слой находится под эпидермисом. Этот слой кожи состоит из двух видов волокон, один из которых состоит из
• сетчатый слой — более глубокий, толстый, прочный слой, который образован плотной волокнистой неоформленной соединительной тканью и содержит трехмерную сеть толстых пучков коллагеновых волокон, взаимодействующую с сетью эластических волокон.
Подкожная клетчатка (гиподерма) играет роль теплоизолятора, депо питательных веществ, витаминов и гормонов, обеспечивает подвижность кожи. Образована дольками жировой ткани с прослойками рыхлой волокнистой ткани; ее толщина связана с нашим питанием и участком тела, а общий характер распределения в организме обусловлен влиянием половых гормонов.
В качестве наглядного примера возьмём диван, который есть в каждом доме. Пока он новый, он упругий, поверхность его ровная. Со временем пружины ослабевают и уже видны деформации поверхности дивана, то же самое происходит с нашей кожей.
Подкожно-жировая клетчатка
Самый глубокий слой — подкожно жировая клетчатка состоит из соединительной ткани, петли которой заполнены жировыми долями.
Толщина этого слоя не одинакова на разных участках тела, что касается лица, то этот слой здесь очень мал, на веках его совсем нет. Потовые железы участвуют в терморегуляции, а также в экскреции продуктов обмена, солей, лекарственных веществ, тяжелых металлов (усиливается при почечной недостаточности). Сальные железы вырабатывают смесь липидов — кожное сало, которое покрывает поверхность кожи, смягчая ее и усиливая ее барьерные и антимикробные свойства. Они присутствуют в коже повсеместно, за исключением ладоней, подошв и тыла стопы. Обычно связаны с волосяными фолликулами, окончательно развиваются в юности в ходе полового созревания под влиянием андрогенов (у обоих полов). Выделение секрета сальных желез (20 г в сутки) происходит при сокращении мышцы, поднимающей волос (образована гладкомышечными клетками и проходит от сосочкового слоя дермы до волосяной сумки). Гиперпродукция кожного сала характерна для заболевания, называемого себореей.
Одна из проблем кожи — СТАРЕНИЕ
Признаками старения кожи являются, появление едва заметных морщин при нарушении упругости кожи. Кожа теряет свою эластичность и становится пористой. Изменяя структуру, кожа теряет гладкость, здоровый блеск и увлажнённость. Замедленный метаболизм придаёт лицу землистый, тусклый цвет, пигментные пятна также не украшают кожу.
Причины старения кожи:
1. Уменьшение общего количества новых клеток, энергетический клеточный дисбаланс.
2. Удлинение цикла метаболизма клеток кожи
На все эти причины старения влияют внутренние факторы:
— Возраст
— Гены
К внешним факторам относятся:
- Недостаточное поступление питательных веществ и жидкости.
- Отсутствие должного ухода.
- Загрязнение окружающей среды, УФ — излучения
- Напряжённый темп и нарушенный естественный ритм жизни.
Неконтролируемые факторы состояния кожи:
- Наследственность
- Возраст
- Влажность
- Воздействие солнца
- Температура
- Ветер
- Загрязнение окружающей среды
Контролируемые факторы:
- Положительный жизненный настрой
- Здоровый образ жизни
- Регулярное использование средств, рекомендуемых именно для Вашего типа кожи.
Учёными доказано, что тайна сохранения молодости кроется в гене.
ganoderma lucidum — сокровище для кожи.
Именно этот высший гриб подавляет работу гена, отвечающего за старение, стимулируя активность и рост клеток кожи, восстанавливает структуру кожи и приводит ее в идеальное состояние.
Кроме того, он является источником здоровья и красоты кожи, так как глубоко увлажняет ее и улучшает синтез макромолекулярных белков, обеспечивающих её эластичность.
Благодаря открытию эпидермального фактора роста были разгаданы тайны старения и биологических изменений организма.
с 21-25 лет на лице начинают появляться первые неглубокие морщинки. У 75% женщин в возрасте старше 36 лет были обнаружены достаточно глубокие морщины;
в 18-40 лет на лице появляются небольшие пигментные пятна; после 30 лет их диаметр может превышать 6 мм. У 60% женщин в возрасте 26- 60 лет есть пигментные пятна.
Ганолерма первый шаг на пути осуществления заветной мечты всего человечества — остановить процесс старения и вернуть стареющей коже молодость.
Поэтому ганодерму и называют фактором красоты.
vitality-e.com
Структура кожи. Строение и функции кожи человека
Чтобы правильно ухаживать за кожей, необходимо знать из чего она состоит:
— структура кожи
— строении кожи человека
— от чего зависит цвет кожи
— функции кожи человека
Кожа очень сложный человеческий орган и играет важную роль в жизни организма. Она участвует в обменных процессах, регулирует температуру тела, выполняет секреторную функцию и помогает внутренним органам. Кожа является барьером от неблагоприятных воздействий: бактерии, вредные химические соединения и др. Строение и функции кожи у всех одинаковое, но внешний вид зависит от многих факторов. Таких как возраст, принадлежность к расе, пол. Может меняться в зависимости от условий жизни и профессии, климата.
Структура кожи
Структура кожи включает потовые железы, волосяные фолликулы, сальные железы, ногти и саму кожу.
Потовые железы выполняют функцию контроля за температурой тела. Большая часть потовых желез расположены под мышками, в паху и вокруг сосков. Контроль за выделением пота ведет нервная система. Выделяющийся пот не имеет запаха. Он образуется, в результате действия бактерий, которые появляются на благоприятных для них среде – влажная одежда.
Волосяной фолликул — это корень волоса, который расположен в коже и растет. Он снабжен нервными волокнами и кровеносными сосудами. Поэтому нам больно, когда волос дергаешь.
Кожное сало — жировое вещество, состоящее более чем из 40 видов органических кислот и спиртов. Оно выделяется из железы в волосяной фолликул, где смазывает волос. Затем, выходя на поверхность кожи, образует жирную, слегка кислую пленку (так называемую кислую мантию кожи). Кислая мантия кожи имеет большое значение для сохранения здорового, целостного кожного покрова, поскольку обладает природными антибактериальными свойствами. Кожное сало препятствует проникновению вредных веществ извне и не дает влаге уйти из тела.
Сальные железы. Они выделяют кожное сало. Сальные железы присутствую в волосяном фолликуле. Уровень выделения кожного сала контролируют андрогены – мужские половые гормоны. При их избытке у выводного протока сальной железы клетки разрастаются и закупоривают выход. При соприкосновении с воздухом они подвергаются химическому воздействию (окисляются) и чернеют. Следовательно, угорь, образовавшийся таким способом, никак не связан ни с чистотой кожи, ни со слишком калорийной пищей. Скопление кожного сала позади образовавшейся преграды вызывает нарушение целостности сальной железы, и кожное сало проникает в глубокие слои кожи. В этом случае оно действует как раздражитель, и в результате появляется прыщ. При попадании в него инфекции прыщ превращается в гнойник. Если гнойник выдавить, образуется еще больший очаг воспаления.
Ноготь – это гладкая, слегка выпуклая, полупрозрачная роговая пластина с твердой структурой. Основной компонент ногтя белок кератин. Ногтевая пластина растут на протяжении всей жизни. Новая ткань образуется в герминативной зоне (у основания). Ноготь всегда восстанавливается.
Строение кожи
Строение кожи представляет из себя несколько слоев: эпидермис, дерма(кожа) и гиподерма(подкожная жировая клетчатка).
Эпидермис делят на пять слоев: базальный (самый глубокий), зернистый, блестящий и роговой. Базальный слой это множество живых клеток, который делятся, растут, развиваются, стареют и отмирают, продвигаясь вверх по слою. Жизненный цикл эпидермиса 26-28 дней. Верхний слой эпидермиса, роговой, отшелушивается, заменяясь новыми клетками. Самый толстый роговой слой на ступнях и ладонях. Эпидермис выполняет важные функции: антибактериальная защита (броня) и поддержка уровня влажности кожи. Базальная мембрана не позволяет проникать вредным веществам, а сверху пропускать влагу.
Дерма – это верхний слой кожи, его строение из сети кровеносных сосудов и нервных окончаний. Содержит белок коллаген, который выравнивает клетки кожи и делает её упругой, гладкой и эластичной. В результате возрастных изменений кожи коллагеновые волокна и связи разрушаются, а кожа теряет упругость, становится тонкой и появляются морщины.
Гиподерма – подкожная жировая клетчатка. Основная функция гиподермы обеспечивать терморегуляцию организма, то есть контролировать температуру. Женщины обладают более толстой жировой прослойкой, чем мужчины. Большая концентрация гиподермы в области груди, ягодиц и бедер. Поэтому женщины лучше переносят горячие лучи солнца, ледяной холод и дольше могут находиться в воде.
Примерно два раза в день клетки кожи базального слоя отпочковываются. Наиболее интенсивный рост происходит утром и после полудня (время когда уровень гормона кортизола низок). Поэтому это самое лучшее время для ухода за кожей. Утром полезно умываться, делать массаж и использовать крема.
От чего зависит цвет кожи
Строение и структура кожи у всех людей одинаковое, но цвет кожи разный. От чего зависит цвет кожи? Кожа содержит в себе пигмент меланин, который и отвечает за окраску. Чем его больше, тем она темнее. Меланин — это зернистый тёмный пигмент эпидермиса, волос и радужной оболочки глаз. Придаёт им специфическую окраску и защищает от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей. Содержат его особые клетки – меланоциты в форме гранул, расположенных в базальном слое. Не зависимо от цвета кожи, человек рождается с одинаковым количеством маланоцитов. А вот способность этих клеток выделять меланин разная. Теплые лучи, проникая в кожу, провоцируют выделение меланина для защиты. Загар и веснушки – результат действия меланина.
Функции кожи человека
Кондиционер тела мы постоянно носим на себе — это наша кожа. 36,6° — постоянная температура тела — и зимой, и летом. Это контролирует наш мозг, он регулирует отдачу тепла кожей и потоотделение. Кожа выделяет пот, освобождая организм от вредных продуктов обмена веществ и ядов, попадающих вместе с питьем, едой, воздухом. Ещё она помогает нам дышать, выводя за сутки 800 г водяных паров — в два раза больше, чем легкие. Кожа обладает тактильной чувствительностью, то есть она воспринимает малейшие прикосновения к ней. Наша кожа содержит на малейшем участке тысячу нервных окончаний. 75 сальных желез, 650 потовых, 25 метров нервных волокон ещё 65 волосяных волокон — и всё это в 1 квадратном сантиметре кожи.
Важные функции кожи
1. Защитная (барьерная) функция. Кожа защищает организм от попадания вредных микроорганизмов и химических веществ.
2. Обменная функция. В коже осуществляются специфические для нее превращения: образование кератина, коллагена, меланина, кожного сала и пота. Кожа усваивает полезные вещества, участвует в синтезе витамина D. Через кровеносную и лимфатическую сеть сосудов метаболизм кожи объединяется с обменом веществ всего организма.
3. Запасающая функция. Кожа задерживает в себе токсичные вещества, белковые метаболиты (например, остаточный азот при белковой диете и некоторых заболеваниях), так она помогает ослабить их действие на другие органы и головной мозг.
4. Выделительная функция. Кожа помогает освободиться от токсичных и избыточных продуктов организма (соли, вода, лекарственные вещества, метаболиты, и др.).
5. Терморегулирующая. Способствует поддержанию постоянной температуры тела.
6. Чувствительная (тактильная). Воспринимает внешние воздействия (боль, жар, холод и пр.), чем обеспечивает адекватную ответную реакцию организма на раздражители. Вспомните, например, как быстро мы отдергиваем руку, нечаянно коснувшись горячего утюга.
7. Дыхательная. Кожа участвует в процессе газообмена, протекающего в организме. Углекислота выделяется и поглощается кислород, этот процесс составляет всего 2% от полного газообмена организма.
recipescosmetic.ru
3. Первичный и вторичный дефект. Комбинированные нарушения, их причины
3.1. Первичный и вторичный дефект
Дефектология (от лат. defektus — недостаток) занимается психофизиологическими особенностями развития детей с определенными потребностями. У детей с проблемами в развитии имеются физические и /или психические недостатки (дефекты), которые приводят к отклонениям в общем развитии. В зависимости от характера дефекта, времени его наступления одни недостатки могут преодолеваться полностью, другие — лишь корректироваться, некоторые — компенсироваться. Раннее психолого — педагогическое вмешательство позволяет в значительной мере нейтрализовать отрицательное влияние первичного дефекта.
Понятие о первичном и вторичном дефектах было введено Л.С. Выготским. Первичные дефекты возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы. Вторичный дефект имеет характер психического недоразвития и нарушений социального поведения, непосредственно не вытекающих из первичного дефекта, но обусловленных им.
Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация детей с проблемами в развитии возможна в том случае, если определен характер нарушения нормального развития ребенка.
Первичные нарушения – это биологические по своей природе повреждения (дефекты) органов или систем (например, нарушение слухового анализатора, зрительного анализатора, локальные или массированные нарушения различных отделов центральной нервной системы.) Они могут быть врожденными или приобретенными. В возникновении врожденных нарушений важную роль играют наследственные факторы, вредные воздействия на плод в период беременности (инфекции, интоксикации, травмы), а так же родовые травмы. Приобретенные нарушения являются последствиями перенесенных ребенком инфекционных заболеваний, травм и т.п. На детей с отклонениями в развитии оказывают существенное влияние степень и качество первичного дефекта. Вторичные отклонения, в зависимости от степени нарушения, являются в одних случаях ярко выраженными, в других – слабо выраженными, а в-третьих – почти незаметными. Степень выраженности нарушения определяет своеобразие аномального развития. Так, небольшая потеря слуха приводит к незначительным нарушениям в развитии речи, а глубокое его поражение без специальной помощи может оставить ребенка немым. То есть существует прямая зависимость количественного и качественного своеобразия вторичных нарушений развития детей с отклонениями в развитии от степени и качества первичного дефекта.
Коррекция первичных нарушений осуществляется средствами медицины. Важную роль, при этом играют достижения в развитии медицинской техники (например, слухопротезирование и имплантация в коррекции нарушения слуха, коррекция нарушения зрения очками и линзами.) Большие надежды в преодолении появления первичных нарушений в развитии у детей связывают с развитием иммунологии и генной инженерии.
Вторичные отклонения по своей природе отличаются от первичных, хотя и производны от них. Их связь не имеет однозначной органической природы и не столь безусловна, как это представлялось раньше исследователям детской дефектности. Вторичные дефекты имеют характер психического недоразвития и нарушений социального поведения, непосредственно не вытекающих из первичного дефекта, но обусловленных им. Первичный дефект может иметь характер недоразвития. Вторичный дефект является основным объектом в психическом изучении и педагогической коррекции аномального развития. Вторично недоразвиваются те функции, которые непосредственно связаны с поврежденной зоной (недоразвитие понимания речи у детей с нарушением слуха).
Вторичные нарушения возникают только тогда, когда первичные приводят к «выпадениям» ребенка из обязательной для любого общества системы. Называя такие выпадения «социальными вывихами» Л.С.Выготский подчеркивал, что их можно предотвратить, если найти «обходные пути», обеспечивающие доступ детям с определенными потребностями к культуре как источнику и средству развития высших психических функций. В этих случаях вторичные нарушения не становятся неизбежным следствием первичных.
Поскольку вторичные (третичные и т.п.) нарушения не имеют прямой органической природы, они не требуют коррекции средствами медицины. Предупреждение и коррекция таких социальных по своей природе нарушений находятся в поле компетенции специальных психологов и педагогов.
Лев Семенович Выготский пристально всматривается в содержание первичного и вторичного дефекта, анализирует биологические и социальные факторы его возникновения. Сочетание теории с практикой позволило ученому вести исследовательский поиск обоснования его методических соотношений первичного недостатка и вторичных (третичных и т.д.) наслоение над ними, дефекте и проблемах его компенсации. С особой тщательностью он изучал возможности компенсации детей с определенными потребностями.
Необходимо широко использовать педагогическое воздействие на вторичные отклонения в развитии ребенка, с недостатками в развитие, так как они в значительной степени доступны коррекции. Преодоление первичного дефекта требует медицинского воздействия, которое, однако, часто оказывается малоэффективным.
Игнорирование средовых факторов на ранних этапах развития, недооценка значения специального воспитания усугубляют вторичные отклонения в развитии ребенка.
В отечественной дефектологии разработаны специальные подходы и накоплен опыт успешной практической коррекции и предупреждения возникновения вторичных нарушений. Так, в условиях специального организованного раннего обучения у глухого ребенка (даже в случае врожденно глухоты), может сформироваться полноценная словесная речь, как в устной, так и в письменной форме; слепые дети могут обучиться читать и писать свободно, без посторонней помощи.
studfile.net
Глава 9 Структура нарушенного развития
Говоря о дизонтогенезе как о развитии, протекающем в неблагоприятных, стесненных условиях, мы тем самым пытались указать на его природу. Неблагоприятные условия приводят к тому, что процесс развития реализуется иным способом, чем в норме. Именно это определяет не столько количественное, сколько качественное его своеобразие. Количественные особенности часто трактуются весьма упрощенно и механистически. Психику ребенка с отклонениями в развитии представляют по аналогии с психикой здорового ребенка минус нарушенные или отсутствующие функции. Но выпадение элементов с неизбежностью приводит к перестройке всей системы организации психики. Подобная перестройка обусловлена необходимостью восстановления целостности психической деятельности и выполнения основных ее задач — отражения и регуляции. Способность к целостному и адекватному функционированию является главным свидетельством единства основных закономерностей, как в случаях нормального, так и нарушенного развития.
Дизонтогенез как особый способ развития сохраняет в себе все основные его свойства и признаки. Именно поэтому неправомерно отождествлять нарушенное развитие с заболеванием, хотя такой взгляд еще часто встречается.
Любой вариант отклонений в развитии обладает некоторыми общими параметрами. Наиболее структурировано представления о параметрах дизонтогенеза в современной психологии были сформулированы В.В. Лебединским.
Поскольку процесс развития протекает по определенным законам, то и отклонения от этого процесса носят не случайный характер, а также имеют свои закономерности.
К одному из этих параметров относят так называемую функциональную локализацию нарушения, подразделяемую на частную и общую. Первая характеризуется расстройством отдельных функций — восприятия, предметных действий, речи, внимания и т.д. Общие нарушения проявляются в дисфункциях разных сторон регуляторных систем.
Другой параметр дизонтогенеза связан с возрастом человека, в котором у него появилось то или иное нарушение. Сущность этого параметра была сформулирована Л.С. Выготским в виде принципа хроногенности. Основной его смысл сводится к положению о том, что чем раньше в возрастном отношении у ребенка появляется нарушение, тем тяжелее его последствия, и наоборот. Чем младше ребенок, тем больше вероятность того, что возникшее нарушение приведет либо к недоразвитию, либо к задержанному развитию. По мере взросления увеличивается риск таких повреждений и даже распада. Таковыми чаще всего считают выраженные и малообратимые расстройства относительно сформированных функций. Фактор хроногенности распространяется не только на возраст, но и на длительность периода развития отдельных элементов. Общий закон развития гласит: раньше других формируются функции с наиболее коротким циклом созревания. Именно они повреждаются прежде всего. Более молодые и более сложные по структуре элементы имеют соответственно и более длительный цикл созревания. Для них в случае патогенного воздействия более типичны явления недоразвития или задержанного развития.
Временной фактор содержит и еще один немаловажный аспект. В периоды наиболее интенсивного развития (сензитивные периоды) психические функции, как правило, характеризуются снижением уровня резистентности к воздействию патогенного фактора. Именно поэтому они в первую очередь и нарушаются. За пределами сензитивного периода их устойчивость к неблагоприятным воздействиям повышается. Разные виды дизонтогенеза имеют разное соотношение поврежденных, недоразвитых и задержанных в развитии функций.
Важным параметром дизонтогенеза является характер и возрастная динамика межфункциональных связей. Как известно, развитие представляет собой изменения не столько в работе отдельных функций, сколько в отношениях между ними. Изменения в параметрах работы отдельных функций чаще всего рассматривают как следствие процесса развития, как его результат. В современной психологии, следуя традиции, положенной Н.А. Бернштейном, принято выделять три типа межфункциональных связей, которые одновременно являются и генетическими этапами интеграционных процессов различных компонентов психики. Первый тип связей, свойственный для ранних этапов онтогенеза, характеризуется временной независимостью отдельных функций, в формировании которых явно доминируют процессы дифференциации. Второй тип называется ассоциативным. Он касается появления целостных комплексов пространственно-временной близости. Наконец, третий тип — иерархический, наиболее сложный с точки зрения организации. Это многослойная структура, при которой высшие уровни, реализующие работу более сложных функций, подчиняют себе низшие, связанные с действием элементарных психических процессов. Такой тип связей обладает высокой степенью пластичности и устойчивости.
В случаях отклоняющегося развития часто наблюдаются нарушения в формировании межфункциональных связей. Отдельные элементы долгое время могут оставаться в изолированном состоянии, которое своевременно не изменяется на отношения соподчинения. Изоляция оказывает тормозящее влияние на весь ход психического развития. По сути, речь идет о нарушении интеграционных процессов, в основе чего могут лежать соответствующие нарушения внутри функциональной дифференциации, ее замедление или незавершенность.
Особое значение в специальной психологии придается соотношению первичных и системных расстройств как особому параметру дизонтогенеза. Это соотношение часто называют структурой нарушенного развития. Идея структурной организации дизонтогенеза принадлежит Л.С. Выготскому.
Первичные, или ядерные, нарушения представляют собой мало обратимые изменения в параметрах работы той или иной функции, вызванные непосредственным воздействием патогенного фактора. Сразу же подчеркнем, что речь идет о нарушениях в работе именно психических функций, а не их анатомофизиологических предпосылок. В литературе нередко встречаются указания на то, что первичными выступают органические поражения мозга и анализаторных систем. В действительности подобные нарушения не представляют собой явления психологического порядка и не могут включаться в структуру психологического анализа. Следует отметить, что при определенных условиях в развитии первично нарушенных функций может появляться определенная позитивная динамика.
Вторичные, или системные, нарушения имеют иную природу и свойства, представляя собой обратимые изменения процесса развития психических функций, непосредственно связанных с первично нарушенной. Отсюда и само название — системные нарушения, то есть недостаточность определенных функций, возникающая вследствие существующей на данный момент системы межфункциональных связей. Подобные расстройства обладают большей степенью обратимости под влиянием коррекционных мероприятий, что не исключает в ряде случаев возможности спонтанного восстановления. Говоря об обратимости системных отклонений в результате коррекционной работы, следует иметь в виду, что исправление этих нарушений может быть весьма длительным и трудоемким.
Характер взаимосвязи первичных и вторичных отклонений можно проиллюстрировать, используя нижеприведенную схему на рисунке 9.1. На ней весьма упрощенно представлен набор неких психических функций, объединенных ассоциативными связями. Представим, что функция под номером 6 первично нарушена. Тогда непосредственно связанные с ней элементы под номерами 3, 5 и 9 должны проявить симптомы системных отклонений в своем развитии. Очевидно, что в данном случае имеет значение не только наличие прямой связи, но и степень ее прочности и близости. Чем она теснее, тем более выраженными будут вторичные нарушения, и наоборот. Функции под номерами 2 и 8 могут остаться относительно сохранными, в силу отсутствия указанных отношений с первично поврежденной.
Рис. 9.1.Характер взаимосвязи первичных и вторичных отклонений
Выраженность вторичных нарушений убывает по мере того, как непосредственные связи сменяются опосредованными. В специальной психологии при иллюстрации этого положения используется топографическая метафора — чем дальше функция находится от места первичного расстройства, тем меньше она подвержена вторичным отклонениям.
В литературе весьма часто употребляется понятие третичные нарушения, под которым имеют в виду нарушения разных сторон психики, не имеющих непосредственных связей с первично поврежденной функцией. Иногда в качестве критерия здесь выступает признак факультативности, то есть необязательности. Иначе говоря, третичные нарушения рассматриваются в ряду индивидуально вариабельных признаков, необязательных для лиц с определенным типом дизонтогенеза.
Исходя из того, что процесс развития есть, по сути, изменение отношений между разными сторонами психики, можно предположить, что одно и то же первичное нарушение с возрастом будет менять состав вторичных отклонений. Этим объясняются существенные различия в структуре последних при одном и том же ядерном расстройстве у людей разного возраста. Вместе с тем соотношение между симптомами первичных и вторичных отклонений в развитии определяется не только характером межфункциональных связей и фактором хроногенности, но и во многом зависит от индивидуальных особенностей человека, в частности от его компенсаторных возможностей, и тем более от своевременности и адекватности коррекционной работы, эффективность которой тем выше, чем раньше она начинается. Благодаря этому не всегда удается обнаруживать прямую зависимость между глубиной и выраженностью ядерного расстройства и характером проявлений вторичных отклонений.
Соотношение первичных и вторичных симптомов нарушенного развития характеризуется еще одной особенностью, обозначаемой термином вектральность, под которым понимают направленность распространения вторичных нарушений. Выделяют два вида вектральности — «снизу вверх» и «сверху вниз». Первый вид свойственен для ситуации, при которой первично нарушается какая-то элементарная функция, а вторично недоразвиваются более сложные, надстраивающиеся над ней. Диалектика психического развития такова, что, формируясь на базе низших функций, высшие оказывают на них активизирующее влияние. На этом положении основывается представление о втором виде вектральности. В этом случае влияние носит обратную направленность: нарушение в сфере высших психических функций оказывает негативное воздействия на развитие и реализацию низших.
Возвращаясь к анализу приведенной схемы, обратим внимание на то, что в ситуации первичного нарушения какого-либо элемента (в данном случае это функция под номером 4) мы получаем набор других вторичных отклонений, обозначенных на схеме номерами 1, 7, 5. При этом последнее фигурировало в структуре вторичных отклонений и при расстройстве под номером 6. Это свидетельствует о том, что при разных первичных нарушениях возможно сочетание как общих (модально неспецифических), так и частных (модально специфических) вторичных отклонений в процессе психического развития. Природа первых кроется в общности межфункциональных связей. При этом надо все-таки иметь в виду, что неспецифические нарушения при разных первично поврежденных функциях не являются полностью идентичными, ибо речь идет об общности связей между разными элементами.
Если представить ситуацию, при которой одновременно существуют две первично нарушенные функции, то несложно понять, что выраженность вторичных отклонений, особенно неспецифических, существенно возрастает.
Структура нарушенного развития не остается с возрастом неизменной. Ее динамика может быть как негативной, так и позитивной. Характер последней, как мы уже указывали, во многом зависит от особенностей коррекционной работы, но лишь при условии, что сама первично поврежденная функция в своих параметрах остается относительно неизменной. Куда более сложной выглядит картина развития в ситуации, когда ядерным выступает текущее заболевание, в особенности заболевания головного мозга и психические расстройства. В подобных случаях мы сталкиваемся с негативной динамикой структуры дизонтогенеза. Прогрессирующее заболевание в конечном счете способно приостановить процесс развития и привести к распаду, к дезорганизации психических функций, при которой утрачивается внутренняя целостность психической деятельности. При этом нарушается адекватность отражения окружающего мира и возможность продуктивной регуляции поведения.
Характер соотношений первичных и вторичных симптомов весьма сложен, что подтверждает реальная психодиагностическая практика. Не всегда легко обнаружить первичное нарушение и отделить его от вторичных, в силу того, что последние могут быть весьма выраженными и тем самым маскировать ядерные расстройства. В подобных случаях не исключена диагностическая ошибка, при которой вторичные отклонения принимаются за первичные. Следствием этого могут быть неверные рекомендации относительно характера и направления коррекционной работы, снижающие эффективность последней.
Качественный анализ нарушенного развития подразумевает выделение трех групп психических феноменов — первично нарушенных функций, вторично задержанных и сохранных. Две последние группы принципиально важны с точки зрения организации и содержания коррекционной работы в отношении вторичных нарушений и развития сохранных функций.
Процесс психического развития не является однородным, он имеет много сторон и свойств. Прежде всего, принято говорить об онтогенезе возрастном развитии психики. Временные масштабы возрастных изменений измеряются годами. Но между этими периодами психика не остается статичной. Возрастные изменения подготавливаются путем накопления более мелких трансформаций, обозначаемых понятием «микрогенез» или «актуалгенез» и отражающих психических состояний в процессе непосредственного функционирования и актуализации психики в данный момент времени. Связи между онтогенезом и мик-рогенезом носят двусторонний характер — микрогенез подготавливает возрастные изменения, а онтогенез, в свою очередь, предоставляет новые возможности его реализации. Соотношение упомянутых форм развития психики можно представить в виде спирали, где каждый ее виток — это пространство микро-генеза, а процесс перехода одного витка на другой, более высокий, представляет собой онтогенез. При этом надо учитывать, что сама спираль обладает особым способом роста. Каждый из ее предыдущих витков по мере развития как бы встраивается, врастает в последующий, превращаясь в его составную часть. Спираль растет вверх, последовательно увеличивая диаметр каждого нового витка и одновременно сокращается снизу за счет процесса встраивания. Таким образом генетические этапы развития психики превращаются в структурные элементы микро-генеза. Эта модель, по существу, является конкретным воплощением философского принципа единства непрерывности и дискретности любого процесса.
Поскольку какой-либо патогенный фактор начинает действовать в определенный момент времени, постольку он всегда оказывает неблагоприятное влияние прежде всего на характер протекания микрогенеза, как одну из сторон развития психики. Это ясно из самого строения пространственно-временной спиралеобразной модели развития, ибо временной вектор действия патогенного фактора всегда строго перпендикулярен временному вектору возрастного генеза. Следовательно, актуальное функционирование последнего и должно пострадать первично. А замедление темпа возрастного развития в этом случае будет выступать как следствие, в форме вторичного нарушения. В дальнейшем причинно-следственные отношения меняются местами, замедление темпов возрастного развития неминуемо окажет обратное негативное влияние на характеристики микрогенеза.
Весьма часто возникает ситуация, при которой исходное нарушение в пространстве микрогенеза почти никак не проявляется. Но по мере встраивания в структуры более высокого уровня в качестве их составного элемента может себя неожиданно обнаружить. Иначе говоря, момент начала действия патогенного фактора и начало активного проявления того или иного расстройства не всегда совпадают во времени.
На приведенной нами схеме отражен лишь фрагмент микрогенеза и таким образом видно, что вторичные нарушения вызваны дезорганизацией связей между поврежденной и сохранной функциями именно в пространстве актуальной работы психики. Процесс же онтогенеза реализуется за счет переструктурирования этих связей, и стало быть, нарушения возрастного развития психики следует относить к явлениям третичного порядка.
Указывая на многомерность и неоднородность процесса развития, мы также можем выделить еще две его стороны — это спонтанное и направленное развитие. Последнее представляет собой возникновение позитивных изменений под влиянием обучения. Эти изменения заранее планируемы и ожидаемы. Позитивное влияние направленного обучения на процесс развития — очевидный и бесспорный факт. Полученные в результате новообразования в психологии традиционно обозначаются термином функциональный генез. Он оказывает конструктивное воздействие на характеристики микрогенеза и тем самым на динамику онтогенеза. Следует отметить, что при любой форме нарушенного развития функциональный генез остается, как правило, наиболее сохранной его стороной. Именно поэтому любая коррекционная работа опирается именно на него.
Спонтанное развитие по своей сути является процессом самонаучения путем подражания. Долгое время в отечественной психологии и педагогике роль спонтанного развития несправедливо недооценивалась. Достаточно указать только на тот факт, что одно из сложнейших психических новообразований, каким является устная речь, усваивается ребенком путем подобного самонаучения. Никто, за исключением особых случаев, специально устной речи ребенка не обучает. Не случайно поэтому отсутствие своевременного ее появления выступает важным признаком неблагополучия в развитии ребенка.
Значение спонтанного и направленного развития в разные периоды жизни неодинаково. Так, на ранних стадиях онтогенеза явно доминируют элементы самонаучения. Позже на передний план выходит направленное развитие. Следует особо подчеркнуть, что перспективной задачей любого обучения является создание предпосылок для будущего спонтанного развития личности.
Рассматривая обозначенные нами стороны развития в аспекте дизонтогенеза, мы должны отметить, что любое сколько-нибудь серьезное нарушение прежде всего сказывается на характеристиках спонтанного развития. В сравнении с ним направленное развитие всегда остается более сохранным. Именно поэтому существенно возрастает роль обучения детей с различными расстройствами. В случае же распада в первую очередь негативному воздействию подвергается уже направленное развитие как способность к сознательному усвоению новых знаний. В этом может состоять одно из принципиальных различий между феноменами распада и нарушенного развития.
Подчеркивая значимую роль обучения для особого ребенка, Л.С. Выготский неоднократно указывал на то, что один и тот же недостаток этого процесса в отношении нормальных и проблемных детей может приводить к разным по тяжести последствиям для их развития. Касаемо нормального ребенка недостатки в обучении в определенной степени могут быть восполнены за счет спонтанного развития. Возможности же такового у детей с отклонениями значительно ограничены. Важность их обучения связана не только с тем, что этот процесс сопряжен с исправлением тех или иных нарушений, но и с тем, что обучение как фактор развития всегда ориентировано на выявление и актуализацию потенциальных возможностей ребенка, то есть на зону его ближайшего развития.
Как мы уже говорили, в реализации психогенеза принимают участие биологические и социальные факторы. И хотя последние играют главную роль, но это отнюдь не снижает значимости природных детерминант. Если биологические и социальные факторы определяют нормальное развитие, то чем тогда должно быть обусловлено нарушенное развитие, ибо оно качественно отличается от нормального? Для объяснения этого часто используется категория аномальный или, пользуясь современной терминологией, дизонтогенетический фактор. Но введение данного понятия вызывает возражения у целого ряда ученых, ибо природа человека всецело вписывается только в два указанных и выделение третьего выглядит избыточным противопоставлением. В действительности, без него объяснить существование феномена нарушенного развития не представляется возможным. Но при этом следует учитывать саму природу дизонтогенетического фактора, не являющегося ни биологическим, ни социальным. Сами же биологические и социальные факторы могут иметь как положительное, так и отрицательное значение и соответственно играть позитивную и негативную роль в процессе психического развития. В этом смысле дизонтогенетический фактор представляет собой различное сочетание отрицательных и положительных характеристик биологического и социального факторов, способствующих нарушению нормального хода развития и объясняющих сам факт существования последнего.
Указанные сочетания конструктивных и деструктивных свойств биологического и социального с очевидностью создают разные по степени неблагоприятности условия для развития. Ясно, что наиболее оптимальные условия складываются при объединении положительных характеристик названных факторов. И напротив, проявление отрицательных свойств биологического и социального можно рассматривать в качестве самой неблагоприятной ситуации для развития. Между этими двумя полюсами расположены промежуточные случаи, попеременного плюсов и минусов биологической и социальной детерминант.
Приведенная схема останется упрощенной, если не указать на то, что степени отрицательных характеристик биологического и социального сами по себе варьируются в весьма широких пределах. Кроме того, и те и другие значения обсуждаемых факторов не являются величинами постоянными и со временем могут меняться на противоположные. Следовательно, для того чтобы воссоздать полную картину обусловленности нарушенного развития, следует ввести еще один фактор — устойчивости — неустойчивости положительных и отрицательных ролей биологического и социального. В этом случае ситуации развития будут более дифференцированны и прогностичны. Так, единство положительных значений биологического и социального на фоне их неустойчивости вряд ли может выступать в качестве оптимальной ситуации развития. Скорее всего, это некое пространство зоны риска. В противоположность этому, сочетание отрицательных характеристик с тем же фактором неустойчивости, по всей вероятности, даст некоторые основания для позитивного прогноза. Рассмотрение всего многообразия прочих ситуаций развития, в силу их очевидности, можно продолжить самостоятельно, используя нижеприводимую трехмерную пространственную модель (рис. 9.2.). Основными координатами здесь выступают биологический и социальный факторы, представленные двумя своими полюсами, а также фактор устойчивости — неустойчивости.
Рис. 9.2.Семантическое пространство дизонтогенетического фактора
Контрольные вопросы
1. Каковы основные компоненты нарушенного развития?
2. Что представляют собой первичные нарушения?
3. Чем характеризуются вторичные нарушения?
4. Какова роль социальных факторов в возникновении отклонений в психическом развитии?
5. В чем состоит сущность фактора хроногенности?
6. Каково соотношение спонтанного и направленного развития в условиях дизонтогенеза?
7. Почему в условиях дизонтогенеза возрастает роль обучения?
Литература
1. Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб., 2003.
2. Выготский Л.С. Основные проблемы дефектологии. М., 1996.
3. Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 5. М., 1983.
4. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М., 2003.
5. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989.
6. Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза. М., 2000.
7. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. М., 2002.
8. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они — дети: с отклонениями в развитии? М., 1996.
9. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология. М., 1996.
10. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. М., 2000.
11. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. М., 2000.
12. Усанова О.Н. Специальная психология. М., 1990.
studfile.net
Раздел VII. Методы профилактики и коррекции вторичных отклонений
В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ
СО СПЕЦИАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ
ПОТРЕБНОСТЯМИ
Прежде всего человека нужно готовить к тому,
чтобы он присоединился к людям.
Р. Штайнер
VII 1. Общие методологические вопросы профилактики и коррекции
Методы, которые необходимо использовать для профилактики и коррекции отклонений в личностном развитии и социальном поведении дошкольников, можно разделить на две группы:
1) методы непосредственного воздействия на детей;
2) методы опосредованного воздействия, ориентированные на
работу с семьей и самими воспитателями.
Положения, высказанные Л. С. Выготским еще в 1930-х гг. прошлого века о природе компенсации тех или иных недостатков, в полной мере сохраняют свою актуальность в качестве методической основы в организации коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. Основываясь на теории американского психолога А. Адлера об огромной движущей силе, заложенной в переживании человеком чувства неполноценности, Выготский, однако, рассматривал не только значимость осознания своего недостатка в развитии компенсаторных механизмов, но и роль самого недостатка в перестройке механизмов реализации психческой деятельности, в формировании так называемых «обходных путей». Так, например, у слепых повышается возможность осязания в качестве источника познания, у глухих — зрения и т.д. (текст 1).
Текст 1
«Основной факт, с которым мы встречаемся в развитии, осложненном дефектом, есть двойственная роль органического недостатка в процессе этого развития и формирования личности ребенка С одной стороны, дефект есть минус, ограничение, слабость, умаление развития; с другой — именно потому, что он создает трудности, он стимулирует повышенное, усиленное движение вперед. Центральное положение современной дефектологии следующее: всякий дефект создает стимулы для выработки компенсации. Поэтому динамическое изучение дефективного ребенка не может ограничиваться установлением степени и тяжести недостатка, но непременно включает учет компенсаторных — замещающих, надстраивающихся, выравнивающих процессов в развитии и поведении ребенка».
И далее: «Закон компенсации одинаково приложим к нормальному и осложненному развитию. Т.Липпс видел в этом основной закон психической жизни: если психическое событие прерывается или тормозится, то там, где наступает перерыв, задержка или препятствие, происходит «затопление», т.е. повышение психической энергии; препятствие играет роль запруды. Этот закон Липпс называл законом психической запруды.
Энергия концентрируется в пункте, где процесс встретил задержку, и может преодолеть задержку или пойти окольными путями. Так на месте задержанного в развитии процесса образуются новые процессы, возникшие благодаря запруде (Т.Липпс, 1907)» (Выготский Л. С. — Т. 5. — С. 9-10.)
Текст 2. Дефект и компенсация
«Всякий дефект, т.е. какой-либо телесный недостаток, ставит организм перед задачей преодолеть этот дефект, восполнить недостаток, компенсировать ущерб, приносимый им. Таким образом, влияние дефекта всегда двойственно и противоречиво: с одной стороны, он ослабляет организм, подрывает его деятельность, является минусом, с другой — именно потому, что он затрудняет и нарушает деятельность организма, он служит стимулом к повышенному развитию других функций организма, он толкает, побуждает организм к усиленной деятельности, которая могла бы компенсировать недостаток, преодолеть затруднения. Это общий закон: минус дефекта превращается в плюс компенсации, т.е. недостаток оказывается стимулом повышенного развития и деятельности. Различают два основных вида компенсации: прямую, или органическую, и непрямую, или психическую. Первая имеет место большей частью при повреждении или удалении одного из парных органов, например при удалении почки, одного легкого и т.д. Другой оставшийся орган компенсаторно развивается и принимает на себя функции больного органа. Там, где прямая компенсация невозможна, задачу берет на себя центральная нервная система и психический аппарат человека, создавая над больным или недостаточным органом защитную надстройку из высших функций, обеспечивающих работу. По мнению А. Адлера, ощущение дефективности органов служит для индивида постоянным стимулом к развитию.
Воспитание ребенка с тем или иным дефектом опирается обычно на непрямую, психическую компенсацию, так как прямая, органическая компенсация слепоты, глухоты и тому подобных недостатков невозможна.
И далее: «Сам по себе органический дефект (слепота, глухота и т.п.) есть факт биологический. Но воспитателю приходится иметь дело нестолько с этими фактами самими по себе, сколько с их социальными последствиями, когда перед нами слепой ребенок как объект воспитания, здесь приходится иметь дело не столько со слепотой, сколько с теми конфликтами, которые возникают у такого ребенка при вхождении в жизнь. Поэтому воспитание дефективного ребенка2 есть социальное воспитание. Так же точно и процессы компенсации, возникающие у такого ребенка под влиянием дефекта, направляются в основном не по линии органического восполнения недостатка (что невозможно), а по линии психологического преодоления, замещения, выравнивания дефекта, по линии завоевания социальной полноценности или приближения к ней, Дефект, как сказано выше, есть не только минус, недостаток, слабость, но и плюс, источник силы и способностей, стимул к компенсации. Одновременно с дефектом даны и психологические тенденции противоположного направления, даны силы для преодоления этого дефекта. Наука указывает путь для воспитания дефективного ребенка: надо построить весь воспитательный процесс по линии естественных тенденций к компенсации дефекта». (Выготский Л, С. — Т. 5. — С. 181, 183.)
Основные методические подходы к коррекции специфических проблем в развитии детей с теми или иными отклонениями в развитии даны в каждом из представленных выше разделов.
В данном разделе мы остановимся на общих подходах к эффективной реабилитации и профилактике, которые необходимо использовать в работе с любыми категориями детей.
В связи со все более расширяющимися интеграционными процессами в образовании, подкрепленными соответствующими законодательными документами3 возрастает необходимость специальной подготовки общества, включая сверстников детей с недостатками и их родителей к адекватному, понимающему и принимающему поведению по отношению к тем, кто имеет как выраженные., так и легкие нарушения в психофизическом развитии.
Понимание и принятие единства и взаимосвязи людей, несмотря на различия в цвете кожи, половой принадлежности и уровне умственного и физического развития, уважение индивидуальности каждого — основа дальнейшего прогресса человечества в целом. Все это требует огромной просветительской работы, развертывания специальной подготовки специалистов и волонтеров, помогающих налаживанию подлинного диалога между фактически часто разными культурами людей, имеющих те или иные отклонения, и остальным социумом.
Стигматизация — это та реальность социально-психологического порядка, которая питает предубеждения, дискриминацию и сегрегацию по отношению к носителям стигмы — признака, дающего основание для «оправданного» негативного отношения обшества к его носителю. Это отношение может иметь место со стороны общества в целом, со стороны представителей ближайшего окружения: семьи, образовательных и реабилитационных учреждений, со стороны самого носителя того или иного отклонения. Последняя составляющая — так называемая самостигматизация — основана на феномене внутренней картины болезни (Р.А.Лурия, 1944). Фактически стигматизация является переносом на социальный уровень так называемого нозоцентрического взгляда на любое отклонение в здоровье человека, при котором болезнь рассматривается вне зависимости от человека, структуры и уровня развития его личности, семейных и культурных условий воспитания и т. п.
В целом в отношении к людям с различными отклонениями в развитии мировое сообщество прошло долгий путь развития — от полного пренебрежения (в лучшем случае — презрения) к набирающим все более широкий размах интегративным процессам в обществе, к так называемым «инклюзивным» (включенным) школам (inclusive shcools), где дети с различными отклонениями обучаются вместе с нормально развивающимися детьми.
Так, во Всемирной декларации «Образование для всех» (1990) включенное (интегрированное) обучение было провозглашено основным направлением в образовании. В ней записано, что «системы специального и общего образования не должны быть двумя разными системами. Вместо изолированного развития каждой из них независимо от другой мы должны получать преимущества от модификации образовательного процесса в направлении его приспособления, в том числе и к учащимся со специальными образовательными потребностями. Если мы преуспеем в создании эффективных обучающих ситуаций для людей с отклонениями внутри общеобразовательной школы, то тем самым мы также создадим почву для создания идеальной образовательной ситуации для всех учащихся».
Одним из основных документов, давших дальнейший толчок в развитии совместного образования детей с проблемами в развитии и нормально развивающихся детей, было заявление участников Всемирной конференции в Саламанке (1994) «Доступность и качество образования». В этом заявлении утверждалось, что:
обучение детей со специальными образовательными проблемами в общеобразовательных школах является одним из наиболее эффективных методов преодоления дискриминации и отрицательных установок на взаимодействие с такими детьми;
обучение детей со специальными образовательными потребностями в массовой школе должно осуществляться на основе подлинной детоцентрированной педагогики (childcentered pedagogics).
Идейным основанием вышеназванных международных документов можно считать принцип «нормализации», впервые сформулированный в 1969 г. Суть этого принципа в том, что образ жизни людей с психическими или физическими недостатками должен быть максимально таким же, как образ жизни остальных людей данного общества.
В реализации данных гуманистических идей чрезвычайно важным является как готовность общества к принципиальному принятию данных идей, так и методическая, профессиональная готовность образовательных учреждений создать действительно все условия, необходимые для обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями в рамках современной вариативной системы образовательных учреждений.
Развитие личности происходит по двум взаимодополняющим линиям: социализации (присвоение общественного опыта) и индивидуализации (приобретение самостоятельности в принятии решений и в организации деятельности).
Именно на гармонизацию этих двух линий в развитии ребенка и направлено образование, реализующее личностно-ориентированный подход.
В Концепции дошкольного воспитания говорится о том, что само воспитание в контексте личностно-ориентированного подхода должно пониматься «как приобщение к миру человеческих ценностей»’.
Конкретное содержательное наполнение занятий по различным разделам программы не должно иметь форму прямого формирования каких-либо навыков в качестве самоцели, а должно быть «ориентировано на усвоение детьми представлений, средств и способов деятельности, необходимых для формирования базиса личностной культуры».
Помимо целостного подхода к личности ребенка, важно осознание и принятие общей установки на то, что, независимо от имеющихся отклонений в развитии, задачей образовательного (реабилитационного) учреждения является создание необходимых психолого-педагогических условий для выведения ребенка, по выражению Выготского, на уровень «социальной полноценности или приближения к ней», сочетающейся с максимально высокой степень самореализации такого ребенка
Конкретным примером реализации указанных выше гуманистических подходов в образовании может быть развивающееся с начала 1990-х гг. за рубежом так называемое учение через опыт («Experiential learning»). Основная цель данной системы независимо от возраста детской популяции — максимальное стимулирование активности, самостоятельности и ответственности ребенка за результаты своей деятельности, будь то деятельность социальная или познавательная.
В основе реализации данного подхода лежат три основных методических принципа:
1) создание условий для проявления максимальной свободы
выбора и инициативы каждого ребенка;
2) обогащение окружающей предметно-развивающей среды;
3) эмпатический диалог учителя с ребенком.
Данный подход близок к отечественным педагогическим технологиям, основанным на так называемом третьем типе ориентировки по теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, предполагающем максимальную степень предварительной мотивированной поисковой активности субъекта действия.
studfile.net