Работаем мотортестером DiaMag 2 —
Я часто получаю в почту упреки вроде «Алексей, вы показываете в своих роликах дорогие мотортестеры, а многие новички работают бюджетными приборами. Как быть?»
Да, это справедливо. Конечно, в своих курсах я обязан показывать самые лучшие достижения отечественных разработчиков. Но и недорогие приборы нашли на наших автосервисах широкое и успешное применение.
Скажу сразу: этот интереснейший случай применения USB осциллографа-мотортестера DiaMag 2 мне прислал коллега, мастер-диагност из Твери. Мне кажется, этот случай интересен именно тем, что дефект был найден оборудованием, а не вручную. То есть именно так, как и должен делать это профессиональный диагност. Итак, к делу.
Автомобиль – Mitsubishi Montero Sport, год выпуска – 2002. Оснащен трехлитровым бензиновым двигателем 6G72. Жалоба клиента — на значительную потерю мощности и «троение», если такой термин можно применить к V-образному шестицилиндровому двигателю. Блок цилиндров этого двигателя выполнен из чугуна и содержит две алюминиевых головки. Каждый из цилиндров обслуживается четырьмя клапанами. Итого на двигателе 24 клапана, приводимые двумя распределительными валами: по одному в каждой головке. Здесь пару слов хочется сказать о том, что нельзя верить клиенту на слово. Не знаю, почему, но иногда клиент многое недоговаривает, а иногда и просто врет. В нашем случае владелец заявил, что проблема возникла после заправки и пробега 40 км на этом бензине. Как увидим в дальнейшем, утверждение совершенно не соответствует истине, а лишь сбивает с толку диагноста. |
Автомобиль уже побывал на другом сервисе, где, руководствуясь непонятно какими соображениями, заменили катушку зажигания. Результата это не дало, и от дальнейшей работы с машиной отказались. Грустно, очень грустно, господа! Дефект настолько явный, что не найти его – верх непрофессионализма.
Итак, автомобиль перед нами. Не мудрствуя лукаво, подключим DiaMag 2 и для начала посмотрим на осциллограммы высокого напряжения (иллюстрации кликабельны):
Почему вдруг нашим коллегам пришло в голову заменить катушку – совершенно непонятно: графики высокого напряжения совершенно безупречной формы, без малейших видимых проблем. Разница в напряжениях пробоя и временах горения может объясняться целым рядом причин, начиная от зазора в свечах до компрессии в цилиндрах.
С катушками зажигания все в порядке. Но двигатель работает очень неровно, несколько цилиндров явно «филонят». Давайте-ка выполним тест неравномерности вращения. Я уже многократно рассказывал об этом тесте, но вкратце повторю. В результате выполнения теста получаются графики эффективности работы цилиндров. По их поведению видно, насколько качественно работает каждый из цилиндров на холостом ходу и под нагрузкой. А также можно сделать однозначный вывод о состоянии «железа» двигателя.
Вот результат выполнения теста:
Катастрофа. Это первое слово, которое приходит в голову. Взгляните: графики красного, синего и фиолетового цветов, соответствующие второму, четвертому и пятому цилиндрам, безнадежно провалились ниже нуля. О том же самом говорят и гистограммы эффективности цилиндров в правой верхней части экрана.
Скажем больше: если взглянуть на «хвосты» графиков, то причина низкой эффективности цилиндров однозначно в «железе»:
На данном двигателе очень проблематично добраться до свечей зажигания, за исключением свечей 1 и 5 цилиндров. Так как пятый цилиндр попал в «группу риска», то выворачиваем из него свечу и устанавливаем датчик давления. Вот результат теста:
Классическая осциллограмма давления в цилиндре. Что здесь сразу бросается в глаза? Низкое давление в ВМТ, это раз. Полное несоответствие углов открытия клапанов теории – это два. Например, открытие выпускного клапана наступило при 180° поворота коленчатого вала. По сути, в нижней мертвой точке. Момент перекрытия клапанов также далек от 360° и находится в районе 390°. Такого угла не бывает даже на двигателях, оснащенных системой переменных фаз газораспределения.
Первый вывод: с механизмом газораспределения в двигателе полный швах, как сказали бы немцы. Сделаем еще один тест. Выберем закладку «Анализ давления в цилиндре» и нажмем соответствующую кнопку:
Ну, все, дальше думать не о чем. Голубой и желтый графики, соответствующие сжатию и рабочему ходу, разбежались настолько сильно, что опытному диагносту такая картина даже режет глаз. Да и подсказка программы в левом верхнем углу недвусмысленно сообщает о потерях газов более 79%. В общем-то все, задача решена.
Для сравнения и для большей информации проведем это же измерение и в первом цилиндре. Ну что ж, график давления здесь такой, каким мы его привыкли видеть на исправных двигателях:
По срезанным пикам давления можно сделать вывод, что реальное давление в ВМТ достаточно высокое. Во всяком случае, значительно превышает предел измерения датчика. Это говорит, с одной стороны, о хорошей пневматической плотности цилиндра, а с другой о том, что несколько цилиндров двигателя попросту не работают, и на оставшиеся цилиндры возникает большая нагрузка.
На рисунке видно, что измерительные линейки стоят в ВМТ и в моменте открытия выпускного клапана. Измерительная панель сообщает, что угол при этом составляет 145°. Просто классика жанра!
Подытожим. Картина вырисовывается очень безрадостная, и без вскрытия двигателя не обойтись. Чтобы исключить всякую возможность ошибки, проведем проверку пневмотестером. В первом цилиндре по показаниям прибора утечка составила 27%, в пятом – 100%. Все, теперь уже точно задача решена.
А как быть с цилиндрами 2, 4 и 6? Чтобы добраться до них, было решено снять впускной коллектор. Естественно, разобранный до такого состояния двигатель завести не получится, поэтому ограничимся проверкой превмотестером. Вот что получилось:
2-й цилиндр – 100% потерь;
4-й цилиндр – 100% потерь;
6-й цилиндр – 30% потерь.
После такого результата вердикт однозначный: разборка двигателя. Сняв обе головки, дефект обнаружили сразу. Это разрушение выпускных клапанов, причем разрушение очень серьезное:
Осталось дождаться новых запчастей и собрать двигатель.
Резюмируя, можно повторить то, что было сказано уже много раз: работа диагноста – это работа с оборудованием. Не важно, с дорогим или бюджетным. Но с оборудованием.
pakhomov-school.ru
DIAMAG 2
Профессиональный качественный мотор-тестер DIAMAG 2
Характеристики мотортестера:
- Количество каналов 6
- Диапазоны измерений ±-0.1…±500 Вольт
- Максимальная частота дискретизации
- в режиме самописца 1 мГц
- в режиме осциллографа 1 мГц
Интерфейс HiSpeed USB 2.0
Мотортестер работает как с 32 битными операционными системами (Windows XP, Windows VISTA, Windows 7),
так и с 64 бит Windows 7 и т.д.
Все шесть каналов абсолютно одинаковые, но 4,5,6 каналы имеют дополнительные функции:
На 4м канале — пиковый детектор, а 5 и 6 каналы могут работать в режиме дифференциального входа (аппаратно).
Таким образом 4,5,6 каналы используются как адаптер зажигания при диагностике системы зажигания.
Диапазон измерений ±-0.1…±500 Вольт разбит на 12 поддиапазонов, это вместе с 12 битным разрешением,
позволяет производить плавную регулировку усиления входного сигнала. Благодаря этому полностью отпадает необходимость в дополнительных усилителях/адаптерах.
Максимальная частота дискретизации 1 мГц во всех режимах — её также можно плавно регулировать.
Все переключения диапазонов, частоты и т.д. реализованы программно, никаких тумблеров и переключателей.
Мотортестер обладает очень низким уровнем собственных шумов.
Для защиты входов прибора стоят защитные диоды.
Осциллографы собираются на автоматической линии монтажа. Все комплектующие импортные.
Мотортестер имеет очень прочный корпус из алюминия, который защищает его от механических повреждений, а так же является экраном от помех.
Для нового прибора разработано полностью новое программное обеспечение.
В ПО реализованы все функции которые должны быть в современном мотортестере:
- Анализ эффективности работы цилиндров по сигналу с ДПКВ
- Полностью автоматический анализ системы зажигания. (Не надо делать никаких настроек уровней синхронизации и т. д.)
- Экспресс диагностика (автоматическая настройка диапазонов, инверсии и т. д.)
- Сравнение работы цилиндров по сигналам с различных датчиков, в том числе: с датчика разрежения во впускном коллекторе, с датчика разрежения в выхлопной трубе, с датчика разрежения в топливной рампе, форсунок, первичного и вторичного зажигания и т. д.
- Анализ компрессии по падению напряжения АКП.
- Анализ давления в цилиндре (скрипт PX): расчет степени сжатия, определения наличия нагара в цилиндре, проверка правильности установки фаз (ремня) ГРМ, контроль работы клапанов, оценка утечек рабочей смеси в цилиндре, проверка забитости катализатора и т. д.
- Оценка относительной компрессии в динамике.
- Проверка производительности форсунок.
- Проверка работы генератора и системы зарядки аккумулятора (вых. напряжение и ток генератора, определение неисправностей выпрямительных диодов, зависания щеток и т.д.).
- Многофункциональная линейка для измерения фаз ГРМ.
- Можно также создавать свои настройки каналов, под любые датчики и т. д. Все готовые настройки активируются одним кликом мыши.
- Практически для всех имеющихся в современных двигателях датчиков заведены готовые настройки. Вам только нужно выбрать нужный из списка. Так же в ПО заведены настройки для всех имеющихся тестов: для анализа классической и распределенной системы зажигания, анализа эффективности (скрипт Шульгина), работы с датчиком разрежения и давления и т. д. (Это сбережёт ваше время, а также будет очень полезно начинающим пользователям).
Комплектация:
1. Мотортестер DIAMAG2 (+USB кабель).
2. Датчик первого цилиндра (синие метки).
3. Щуп игла.
4. Датчик давления в цилиндре с кабелем.
5. Датчик «Классика».
6. Датчик разрежения.
7. Датчики ДИС6 .
8. Датчик ёмкостная пластина.
9. Индуктивный экспресс датчик.
Демо версия DIAMAG 2
- diamag2_demo.zip (10 Мб) — в архиве исполняемый файл и файлы настроек (конфигурации) версия ПО 1.72
Драйвера
- driver.zip (167 кБ) — в архиве дравйвера для Win XP, 7,8,10 32 и 64 бит
Полезные материалы
Примеры работы (скриншоты) DIAMAG
Рамка для работы с датчиком разрежения
Вычисление относительной комперсии по сигналу датчика разрежения
Мотортестер (режим «Классика»)
Мотортестер (режим «Классика», наложение)
Сигнал кислородного датчика.
Сигнал форсунки 1nz
Функции каналов (2ой канал-клапан ISCV, 9ый канал – он же, но после применения функции.
Вычисление и отображение параметров сигнала.
Датчик давления в цилиндре.
Изменения напряжение на АКБ при прокрутке стартером 1 канал, 2 канал — синхросигнал
Анализ компрессии по изменению напряжения АКБ при прокрутке стартером (выкручена одна свеча)
Видеообзор
eobd.ru
USB осциллограф мотортестер DIAMAG
Мотор тестер DiaMag 1 — это отдельный блок, который подключается к компьютеру с помощью USB кабеля.
С помощью датчиков, входящих в комплект мотор тестера DiaMag, возможен поиск неисправностей практически любой системы автомобиля.
Мотортестер позволяет диагностировать как классическую так и DIS систему зажигания, диагностировать механическое состояние поршневой и клапанной системы ДВС, проверять работу датчиков и исполнительных механизмов автомобиля. Мотор тестер может работать как в режиме реального времени, так и с сохранёнными данными.
Для диагностики DIS систем, необходим только набор датчиков, ни каких адаптеров для мотор тестера не требуется.
Частота дискретизации | 400 кГц |
Разрядность | 8 бит |
Кол-во каналов | 8 |
Напряжение питания | 5 вольт |
Входное сопротивление | 1 мОм |
Диапазоны | -1.5..1.5,-15..15 0..15, 0..150 (можно на заказ) |
Программное обеспечение позволяет работать в режиме мотортестера, осциллографа и самописца, с последующим просмотром, обработкой и анализом данных.
Можно записывать или сразу наблюдать в реальном времени исследуемые сигналы.
Возможно измерение частоты, длительности, амплитуды, скважности и прочих параметров сигналов, как для серии записанных данных, так и в реальном времени.
Для математической обработки данных в программном обеспечении есть»функции каналов». С их помощью производится обработка данных и «превращение» их в удобно читаемую форму. Например сигнала датчика положения коленчатого вала сам по себе выглядит не очень наглядно. После применения к нему функции будет показан график частоты вращения коленвала. Сигнал с клапана холостого хода будет преобразован в график его скважности и т. д.
Пользователь может сам вводить свои формулы для расчета нужных ему величин на основании данных с исследуемого сигнала. Примеры есть в демо версии.
Можно просто использовать наш осциллограф как цифровой вольтметр.
Частота дискретизации на канал = (Макс. Частота) / (кол-во каналов), где кол-во каналов = 1..8 (задается программно)
Многие предприятия используют наш USB осциллограф как 8-ми канальную систему сбора данных. В этих случаях возможна доработка софта по желанию заказчика.
Записанные ранее файлы данных можно открывать в режиме осциллографа или мотортестера в оффлайн режиме. В режиме осциллографа возможны различные режимы отображения и синхронизации. Например, можно просматривать «парад цилиндров» системы зажигания с индивидуальными катушками как в режиме «мотортестера». Можно просто наблюдать сигналы в реальном времени как при работе с обычным аналоговым осциллографом.
В производстве USB осциллографа используются современные импортные комплектующие и заводские печатные платы.
Мотор тестеры DiaMag, обладает огромными возможностями для диагностики практически любого автомобиля. Диагностирует мотор в динамике, различные датчики, систему зажигания, состояние механики двигателя.
diamag-osc.com